Каталог статей
В категории материалов: 15 Показано материалов: 6-10 |
Страницы: « 1 2 3 » |
Сортировать по:
Дате ·
Названию ·
Рейтингу ·
Комментариям ·
Просмотрам
Эта методика предназначается для оценивания наглядно-образного мышления у
детей младшего школьного возраста. Здесь под наглядно-образным
мышлением понимается такое, которое связано с оперированием различными
образами и наглядными представлениями при решении задач.
Конкретные задания, используемые для проверки уровня развития
наглядно-образного мышления, в данной методике взяты из известного теста
Равена. Они представляют собой специальным образом подобранную выборку
из 10 постепенно усложняющихся матриц Равена
Ребенку предлагается серия из десяти постепенно усложняющихся задач
одинакового типа: на поиск закономерностей в расположении деталей на
матрице (представлена в верхней части указанных рисунков в виде большого
четырехугольника) и подбор одного из восьми данных ниже рисунков в
качестве недостающей вставки к этой матрице, соответствующей ее рисунку
(данная часть матрицы представлена внизу в виде флажков с разными
рисунками на них). Изучив структуру большой матрицы, ребенок должен
указать ту из деталей (тот из восьми имеющихся внизу флажков), которая
лучше всего подходит к этой матрице, т.е. соответствует ее рисунку или
логике расположения его деталей по вертикали и по горизонтали. |
Тест "Рисунок человека" разработан К. Маховер в 1946 году на основе
теста Ф. Гудинаф с целью определения индивидуальных особенностей
личности.
Процедура теста : ребенку дают простой карандаш средней мягкости и
стандартный чистый лист бумаги формата А4 (21 х 29 см.) и просят создать
рисунок: "Нарисуй, пожалуйста, человека, какого хочешь".
Ваша просьба может породить массу вопросов или отказ. Если ребенок
отказывается, надо постараться его убедить. На всевозможные вопросы,
которые, как правило, носят уточняющий характер ("А какого человека?"),
следует отвечать уклончиво, например: "Любого", "Рисуй какого хочешь".
На любые выражения сомнений можно сказать: "Ты начни, а дальше легче
будет...". В ответ на вашу просьбу ребенок не обязательно создаст
полноценный рисунок человека. Он может нарисовать человека частично,
нечто вроде бюста или в виде карикатуры, мультипликационного героя,
абстрактного изображения.
В принципе любой рисунок может предоставить важную информацию о ребенке,
тем не менее если рисунок не удовлетворяет требованиям, ребенка просят
взять другой лист бумаги и нарисовать человека еще раз, теперь в полный
рост, целиком: с головой, туловищем, руками и ногами. Инструкция
повторяется до тех пор, пока не будет получен удовлетворительный рисунок
фигуры человека. Все вопросы и реплики ребенка в процессе рисования,
особенности его поведения, а также такие манипуляции, как стирание
элементов рисунка и дополнения, вы должны фиксировать. То же самое
касается времени рисования.
Наблюдения за ребенком, сделанные в процессе работы над рисунком, дадут
вам немаловажную информацию о его особенностях. Как он отнесся к
заданию? Выражал ли он сопротивление или резкий отказ? Задавал ли
дополнительные вопросы и как много? Выражал ли острую потребность в
дальнейших указаниях?
Если да, то каким образом: заявлял об этом прямо или это выражалось в
его движениях и поведении? Может быть ребенок смело приступил к
выполнению задания и ничем не выражал сомнений в своих способностях? Или
его сомнения и неуверенность отражались во всем, что он делал и
говорил? Подобные наблюдения дают немало пищи для размышлений: может
быть, ребенок чувствует себя незащищенным, он тревожен, беспокоен, не
уверен в себе, сомнителен, подозрителен, высокомерен, проявляет
негативизм, чрезвычайно критичен, враждебно настроен, напряжен, спокоен,
доверчив, любопытен, смущен, насторожен, импульсивен и т.д. и т.п.
После того как рисунок завершен, спросите ребенка, все ли он нарисовал, а
затем переходите к беседе, которая строится на основании рисунка и его
особенностей. В процессе беседы вы можете прояснить все неясные моменты
рисунка, а через отношения, чувства и переживания, которые ребенок
выражает во время беседы, вы может получить уникальную информацию
относительно его эмоционального, психологического состояния. Беседа
может включать вопросы: Кто этот человек? Где он живет? Есть ли у него
друзья? Чем он занимается? Добрый он или злой? На кого он смотрит? Кто
смотрит на него?
В принципе вы можете прибегнуть к краткой версии обработки графической
информации. Каких-то глубоких откровений вы не встретите, но некоторые
данные относительно умственного развития ребенка получите. Ответы на
представленные ниже вопросы дадут понять, не проявляет ли ребенок
каких-то явных отклонений, не наблюдаются ли признаки психопатологии. |
Назначение теста
Методика предназначена для изучения эмоционального состояния ребенка.
Описание теста
Для проведения теста нужен лист белой бумаги (А3 или А4) и бланк палитры
(таб. №1). Исследование может проводится как индивидуально с ребенком, так и всей
семьей. Ребенку предлагается на листе белой бумаги (А3 или А4)
нарисовать красками рисунок любой тематики. После завершения рисунка
испытуемому дается бланк с таблицей №1. И зачитывается инструкция:
"В этой палитре слева написаны названия чувств , а справа - пустые
квадраты. Выбери цвет для каждого чувства и закрасть этим цветом пустой
квадрат справа ."
Примечание: Фиксируется цвет, который был выбран для каждого чувства, и
стиль закрашивания.
Обработка результатов теста
При анализе результатов необходимо соотнести цвет, присвоенный каждому
чувству в палитре, и количеству и качествам этого цвета на рисунке.
Этот тест поможет ребенку выразить красками те чувства, которые он не
может выразить словами. А родителям поможет услышать и понять чувства
своего ребенка, а также самих себя, если они пройдут этот тест вместе.
|
Цель: выявление и уточнение преобладающих видов страхов (страх темноты,
одиночества, смерти, медицинские страхи и т. д.) у детей старше 3-х лет.
Прежде чем помочь детям в преодолении страхов, необходимо выяснить,
весь спектр страхов и каким конкретно страхам они подвержены.
Данная методика подходит в тех случаях, когда ребенок еще плохо рисует
или не любит рисовать (хотя такое задание даже не интересующиеся
рисованием дети принимаю обычно с удовольствием). Взрослый рисует
контурно два дома (на одном или на двух листах) : черный и красный. И
потом предлагает расселить в домики страхи из списка (взрослые называет
по очереди страхи). Записывать нужно те страхи, которые ребенок поселил в
черный домик, т.е. признал, что он боится этого. У детей постарше можно
спросить: "Скажи, ты боишься или не боишься ...".
|
Методика предназначена для работы с детьми старше 3 лет.
Цель : исследование эмоционально-личностной сферы ребенка.
При проведении диагностики испытуемому выдается лист бумаги форматом А4 и
простой карандаш. Возможен вариант с использованием цветных карандашей
восьми «люшеровских» цветов, тогда при интерпретации учитываются
соответствующие показатели теста Люшера.
Инструкция: «На листе бумаги нарисуй кактус - таким, каким ты его себе
представляешь». Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.
Обработка данных.
При обработке результатов принимаются во внимание данные,
соответствующие всем графическим методам, а именно:
пространственное положение
размер рисунка
характеристики линий
сила нажима на карандаш
Кроме того, учитываются специфические показатели, характерные именно для
данной методики:
характеристика «образа кактуса» ( дикий, домашний, женственный и т.д.)
характеристика манеры рисования ( прорисованный, схематичный и пр.) |
|
|